Урок-путешествие. Причастный оборот

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – путешествие с использованием лингвистической сказки.

Технология: элементы игровой технологии.

Цель: познакомить учащихся с понятием “причастный оборот” и с его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом “который”.

Знать: опознавательные признаки причастного оборота.

Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом “который” причастным оборотом.

Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные.

Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.

2. Актуализация

Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом “который” и предложениями с причастным оборотом

Учитель. В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки).

Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен.

Невеселая была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения который…, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…

Солнце, которое всходило; цветы, которые расцветали; птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.

Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, – поправила она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, – вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, – ответила принцесса, – но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или тот, который знает, или знающий...

Представьте, как обрадовались подданные короля!

3. Работа по образованию причастий

Цель: показать на примерах процесс образования причастий.

Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.

(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает – изучающий, который рассказывает – рассказывающий, который смеется – смеющийся, который думает – думающий, который читает – читающий, который танцует – танцующий, который бросил – бросивший, который ускакал – ускакавший, который убежал – убежавший, который ушел – ушедший, который замолчал – замолчавший, который устал – уставший))

4. Выполним упражнение

Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами.

Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.

(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту)

Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами.

Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. – Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.

1. Это ш – девр архитектуры, который был возведен в 4 веке до нашей эры.

2. По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.

3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.

4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера.

5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон адой.

6. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная

кв дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.

Квадрига – двухколесная
колесница, запряженная
четырьмя лошадьми

7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высотой царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м взолея.

8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться мвзолеями.

5. Работа по развитию речи (ведется в тетрадях)

Цель: Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.

Учитель. Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.

Исправьте грамматические ошибки.

1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.

(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)

КЛЮЧ.

Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.

2. Мавсол, не доверяющийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир.

(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным)

КЛЮЧ.

Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами.

(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)

КЛЮЧ .

Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.

6. Подведение итогов урока

Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом “который” и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их, (дети называют слова).

7. Домашнее задание.

Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, – это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу:

Шарик, который летит, – летящий.
Снежок, который хрустит, – хрустящий.
Ручей, который журчит, –
Речь, которая звучит, –
И.т.д.